Федеральное бюджетное учреждение

Южный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации

Психологическая экспертиза

Объектом судебно-психологической экспертизы являются особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации.

Задачи и вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой:

  1. Установление способности свидетеля (потерпевшего) к адекватному (правильному) восприятию юридически значимых объектов и обстоятельств, способности к сохранению в памяти информации о них и последующему правильному воспроизведению данной информации.
    Для решения указанной задачи перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
    • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) индивидуальные особенности познавательной деятельности, иные психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие способность правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и давать о них правильные показания?
    • Каково было психическое состояние свидетеля (потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов (указать каких)?
    • Учитывая психологические особенности, психическое состояние свидетеля (потерпевшего) и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать какие), мог ли испытуемый их правильно (адекватно) воспринимать?
    • Учитывая психологические особенности свидетеля (потерпевшего), может ли он давать показания о важных для дела обстоятельствах?
    • Учитывая уровень психического развития свидетеля (потерпевшего) и его психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать каких)?
  2. Установление способности обвиняемого/подсудимого осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность, и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации.
    Вопросы, рекомендуемые при назначении экспертизы:
    • Учитывая уровень психического развития, психическое состояние и конкретные обстоятельства дела, мог ли обвиняемый в полной мере осознавать фактический характер своих действий и их общественную опасность?
    • Учитывая уровень психического развития, психическое состояние и конкретные обстоятельства дела, мог ли обвиняемый в полной мере руководить своими действиями?
    • Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого повлиять на его поведение в момент совершения противоправных действий, если да, то каким образом?
    • Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности личности, как импульсивность, жестокость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость, подчиняемость и др. (конкретизируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела)?
  3. Установление способности потерпевшего по факту сексуального насилия понимать характер действий и прогнозировать поведение других лиц (прежде всего тех, кто посягает на половую неприкосновенность и свободу личности) в юридически значимых ситуациях, а также способности оказывать противодействие им в случаях, противоречащим как ведущим, так и актуальным (ситуативным) потребностям личности.
    Вопросы, позволяющие решать поставленную задачу:
    • С учетом психического состояния, психологических особенностей потерпевшего лица и особенностей исследуемой ситуации, могло ли оно правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий?
    • С учетом психического состояния, психологических особенностей потерпевшего лица и особенностей исследуемой ситуации, могло ли оно оказывать сопротивление?
  4. Исследование юридически значимого эмоционального состояния (аффекта, иных непатологических психических состояний) обвиняемого (подсудимого) в юридически значимой ситуации (в момент совершения инкриминируемого деяния).
    Решаются следующие вопросы:
    • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
    Если экспертиза назначается на основании ч. 2 ст.28 УК РФ, п.п. «ж, з» ч.1 ст.61 УК РФ, а также по ст.ст. 108, 109, 114, то целесообразна постановка в качестве основных следующих вопросов:
    • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности)?
    • Учитывая психическое (эмоциональное) состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
  5. Исследование психического (эмоционального) состояния у лица при исполнении им профессиональных функций в условиях, предъявляющих повышенные требования к его индивидуальным психологическим возможностям, и установление его способности осуществлять адекватную юридически значимой ситуации деятельность (действия) в (в частности, при расследовании аварий на транспорте и на производстве и т.д.).
    Решаемые данным видом экспертизы вопросы:
    • Мог ли испытуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно понимать (оценивать) требования экстремальной ситуации?
    • С учетом способности испытуемого к установлению причинно-следственных связей и общего уровня его интеллектуального развития, его профессионального опыта, мог ли он предвидеть наступление опасных последствий, принять правильное решение и реализовать его?
    • Находился ли испытуемый в момент совершения инкриминируемых действий в психическом состоянии, которое могло вызвать существенное снижение качества профессиональных функций, возможности совершать действия по предотвращению опасных последствий?
  6. Психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.
    Данная экспертиза позволяет следствию оценить, является ли смерть конкретного лица суицидом, результатом доведения до самоубийства, убийства с инсценировкой самоубийства, результатом несчастного случая.
    На разрешение экспертизы можно поставить следующие вопросы:
    • В каком психическом состоянии находилось лицо в период, предшествовавший самоубийству?
    • Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются следствием как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
  7. Исследование юридически значимых психологических последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда.
    Для решения указанной задачи перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
    • Имеются ли у испытуемого негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?
    • Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности испытуемого и действиями (бездействием) причинителя?
    • Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
    • Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?
  8. Исследование «сделкоспособности» в гражданском процессе.
    Данная экспертиза чаще проводится комплексно с экспертами-психиатрами в тех случаях, когда лицо, заключившее сделку, или другие участники процесса утверждают, что в тот период в силу разного рода внешних и внутренних факторов (соматическое заболевание, психическое расстройство непсихотического уровня, переживание психотравмы, стресс, подверженность психологическому воздействию со стороны третьих лиц и т.д.).
    На разрешение экспертизы можно поставить следующие вопросы:
    • Находилась ли сторона сделки в период, относящийся к совершению сделки, в таком психическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий и руководить ими?
    • Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект (сторона сделки) представление о существе сделки?
    • Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
    • Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно выражать свои подлинные желания и намерения?
    • Мог ли субъект в период, относящийся к сделке, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
  9. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних.
    1. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого.
      Предметом СПЭ данного вида является ситуативная способность несовершеннолетнего правонарушителя осознавать фактический характер своих противоправных действий и руководить ими в юридически значимой ситуации (обусловленная как индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетнего, так и особенностями исследуемой ситуации).
      Поскольку одной из главных экспертных задач является выявление признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, в отношении несовершеннолетнего правонарушителя предпочтительнее назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу (КСППЭ).
      На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
      • Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?
      • Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, мог ли несовершеннолетний в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
      • Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовершеннолетний руководить своими действиями?
      Следует отметить, что, если назначается КСППЭ, то целесообразна также постановка вопроса, относящегося непосредственно к компетенции экспертов-психиатров:
      • Страдал ли несовершеннолетний правонарушитель во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?
      К числу факультативных, дополнительных могут быть поставлены вопросы:
      • об индивидуально-психологических особенностях несовершеннолетнего, которые могли повлиять на его поведение в период совершения правонарушения;
      • о наличии повышенной внушаемости (например, при расследовании групповых преступлений, а также при наличии непоследовательности несовершеннолетнего при даче им показаний);
      • о повышенной склонности к фантазированию (при противоречивости показаний);
      • об эмоциональном состоянии (когда есть основания предполагать наличие состояния аффекта, чаще кумулятивного, или другого эмоционального состояния, которое могло повлиять на психическую деятельность и поведение несовершеннолетнего).
      Новой задачей судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых является оценка риска совершения ими повторных правонарушений. Для решения этой задачи может быть поставлен вопрос:
      • Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, свойства личности, а также выявляются ли ситуационные факторы, значимые для прогноза совершения повторного правонарушения?
  10. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних в гражданском процессе.
    1. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон (права).
      Назначается в случае необходимости выявления способности несовершеннолетнего нести ответственность за причиненный им вред (ст.1078 ГПК РФ) как при наличии признаков отставания в психическом развитии, так и при наличии экстремального эмоционального состояния.
      Как и при назначении экспертизы обвиняемого по уголовным делам целесообразна постановка следующих вопросов:
      • Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?
      • Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, мог ли несовершеннолетний в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, предвидеть наступление негативных последствий?
      • Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовершеннолетний руководить своими действиями?
      • Не находился ли несовершеннолетний правонарушитель в экстремальном эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
    2. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего в случае рассмотрения вопроса о лишении или ограничении родительских прав (п.1 ст. 70 и п.1 ст.73 СК РФ), а также при разрешении споров о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ).
      1. По делам о лишении или ограничении родительских прав целесообразна постановка следующих вопросов (в отношении несовершеннолетних):
        • Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний адекватно воспринимать и запоминать обстоятельства дела, давать правильную информацию о них?
        • Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний понимать (и в какой мере) характер и значение действий обвиняемого?
        • Имеются ли признаки неблагоприятных последствий действий родителей (родителя/лица, его заменяющего) для психики, психического и личностного развития несовершеннолетнего? Если да, в чем конкретно они выражаются?
        • Выявляет ли несовершеннолетний негативное отношение к своим родителям (лицам, их заменяющим)? Если да, в чем это выражается и с чем связано?
    3. По делам о спорах относительно места проживания ребенка, о праве на его воспитание отдельно проживающим родителем, рекомендуется ставить следующие вопросы:
      • Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
      • Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?
      • Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
      • Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
      В случае наличия информации о психическом или неврологическом заболевании ребенка, остроте реакции на семейный конфликт может возникнуть необходимость назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ). В таком случае целесообразно, помимо перечисленных, поставить вопросы:
      • Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством (нарушением психического развития)?
      • Имеются ли у ребенка психические расстройства, обусловленные семейным конфликтом?
      Решение экспертами перечисленных вопросов, несомненно, даст существенную информацию суду о ребенке, его состоянии, однако этого будет недостаточно для собственно судебного разрешения вопросов о том, с кем из родителей следует постоянно проживать ребенку, может ли негативно повлиять на ребенка общение с отдельно проживающим родителем или, наоборот, - отсутствие такого общения и т.п. Полную картину сложившейся ситуации, выявление «подводных камней», всегда существующих в таких делах, даст экспертное обследование родителей ребенка (особенно в тех случаях, когда формально оба родителя положительные люди, декларирующие исключительную заботу об интересах ребенка, однако не сумевших или не пожелавших в силу глубоких обид самостоятельно, без участия сторонних лиц (в данном случае суда), конструктивно разрешить семейный конфликт).
      Перед экспертами в таких случаях следует ставить вопросы:
      • Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери)?
      • Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку отца (матери)?
      • Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью?
      • Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?
      Когда в материалах дела имеется информация о том, что родитель страдает психическим расстройством либо неврологическим или тяжелым соматическим заболеванием, выявляет неадекватное поведение, совершал суицидальные попытки (в том числе неоднократно, в период, когда у него уже был ребенок), в отношении него следует назначать КСППЭ и дополнительно к вышеперечисленным ставить такие вопросы, как:
      • Не страдает ли отец (мать) каким-либо психическим расстройством?
      • Могут ли особенности психического состояния родителя/воспитателя (если есть психические расстройства, неврологические или серьезные соматические заболевания, суицидальные попытки) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?
      Источниками информации о психике являются материалы уголовного или гражданского дела, иные документы, описывающие как жизненный путь человека (в том числе его психическое развитие), так и его действия и поведение в юридически значимой ситуации (криминальной либо иной, интересующей следствие, суд), а также материалы, отражающие ход психологического исследования в отношении подэкспертного (протоколы беседы, результатов экспериментально-психологического исследования и т.д.).